Главное меню

Выбор цвета при окраске помещений

Внутренние помещения окрашивают в цвет, соответствующий их назначению. Выбранный основной цвет определяет общий цветовой фон, а иной цвет меньших поверхностей (шторы, ковры, мебель) создает приятные контрасты. Помещение должно иметь эстетически совершенную цветовую композицию. Возможные цветовые сочетания приведены в табл. 11.
При выборе колера нужно учитывать расположение помещения относительно сторон света. В помещениях, обращенных на юг, могут преобладать холодные колеры — голубой, синий и близкие к ним тона, а в обращенных на север, наоборот, более теплые — желтый, розовый, оранжевый. Если нужно выделить часть обстановки — красивую мебель, картины, декоративные предметы,— стены следует окрашивать в сдержанные тона, например, в светло-серые.
Посредством цвета можно создать в жилом помещении ощущение уюта. Подходящим для этого является синий цвет и его оттенки. Если же мы хотим придать комнате характер наибольшей связи с внешним миром, «расширить» ее, надо применить ясные, солнечные, импульсивные желтые тона.
Высокие комнаты будут казаться ниже, если их потолок окрасить в более темный цвет (главным образом, с красноватым оттенком), а стены — в светлый. Другое возможное решение: окраску стен закончить, не доводя примерно 30 см до потолка, а оставшуюся часть окрасить в светлый цвет, соответствующий окраске потолка.
Низкие помещения будут казаться выше, если потолок окрасить в белый или белый с голубым оттенком цвет. Стены, окрашенные до самого потолка или вертикальными полосами теплых тонов, например с оттенком красного дерева, делают комнату более высокой, но несколько меньшей по площади.
Большие комнаты можно зрительно уменьшить применением насыщенных, теплых и темных тонов.
Длинная и узкая комната должна иметь более светлые (лучше всего белые) продольные стены и более темные поперечные. Четырехугольная комната будет выглядеть привлекательнее, если одну из стен покрасить в другой цвет. На потолке можно провести полосы, проходящие перпендикулярно стене, отличающейся своим цветом.
Маленькая комната, покрашенная в светло-голубой, сине-серый и серебристо-серый цвета зрительно увеличится. В маленьких комнатах не следует ставить темную мебель, а также вешать темные занавески и ковры. Под цвет стен желательно подбирать и шторы.
Чтобы наклонные стены, потолки или выступы не бросались в глаза, их нужно окрашивать в светлые тона, под цвет остальных стен.
Светлый пол зрительно воспринимается лучше, тогда как красновато-коричневый слишком выделяется, что почти всегда нарушает цветовую гармонию интерьера.
Двери лучше всего окрашивать в тот же цвет, что и стены, или, наоборот, стены окрасить под цвет дверей. Для окраски дверей наиболее подходят цвета белый, светло-серый и слоновая кость.
Каждому цвету свойственна своя эмоциональная функция. С помощью цвета можно создать впечатление легкости, высоты, тяжести, широты. Плохо, если при подборе красок подходят К делу только технически. С помощью одной техники художественно оформить помещение нельзя. Например, в цехе завода с огромными пролетами правильной окраской мы приглушим впечатление хаоса железных конструкций. Или солнечно-желтой окраской потолка устраним впечатление тяжести, нависающей над головой, и создадим иллюзию солнечного освещения.
Прозрачные поверхности не терпят землистых и мрачных тонов. Желтый цвет стекла, освещенный солнцем, становится богаче и теплее, а золотой и оранжевый превращаются в «жаркий». Солнечный свет, проходя через фиолетовое и синее стекла, делает их «сумеречными», а зеленое стекло — «холодным». Цвет должен играть в солнечных лучах. По-разному воспринимается зеленый цвет на солнце и в тени. Стена, находящаяся в тени, выглядит темнее противоположной. Но окрасим затененную стену в более светлый зеленый цвет, и тогда обе стены приобретут одинаковый тон.
Надо избегать произвольного, ничем не оправданного рас­членения помещения на отдельные зоны. Стенные фризы следует делать только там, где потолок окрашивается в темный цвет, или тогда, когда два противоположных цвета необходимо отделить выравнивающим по отношению к ним цветом, например розовый потолок от светло-зеленых стен. В этом случае возможна нежная желтая промежуточная зона.
Цветовое расчленение пола может его оптически удлинить или укоротить. Окраска пола полосами приковывает внимание в определенном направлении. В окраске пола в отличие от стен допускается механическое повторение одного и того же рисунка или геометрических фигур с использованием сильных чистых и контрастных цветов. При окраске пола в один цвет желательно применять тона, несколько приглушенные.
Не последнюю роль в интерьере комнаты играют гардины и занавеси. Конечно, для подбора гардин веселой расцветки в комнату, окрашенную в белый цвет, большого искусства не тре­буется. Но подобрать гардины или занавеси для комнаты с цветными стенами и потолком значительно труднее. Цвет гардин может содержать в себе смесь цветов потолка и стен," но должен быть ярче стен. Если, например, в расцветке стен замечается некоторая примесь оранжево-красного цвета, то гардинам лучше быть интенсивно-медно-красными. Рисунок на гардинах может оптически разрывать и расчленять помещение. Нельзя перечислить все наиболее выигрышные окраски жилых помещений. Кто обладает вкусом, тот сам решит вопрос о цвете стен своего жилища. Обычную рекомендацию окрашивать комнаты в желтый цвет, а спальни — в синий, можно принять только условно. Выбор цвета для той или иной комнаты зависит от темперамента и характера жильца. В коридорах допустимы четкие, противоположные цвета. В окраске комнат не следует прибегать к слишком резкому сочетанию цветов. Ведь в жилых комнатах должна быть атмосфера гармонии и покоя, что достигается пастельными тонами.
Хороших результатов можно достигнуть окраской стен в разные цвета. Оживляюще действуют цветовые контрасты пола и ковров, стен и драпировок.